http://newtimes.ru/articles/detail/72967В конце сентября сразу несколько каналов украинского ТВ начали крутить ролик, на котором некий иностранец по-английски (внизу экрана шли субтитры на украинском) проводит с гражданами Незалежной ликбез: «Вы хотите жить и работать в Европейском союзе? О’кей! Но как у вас с образованием? Соответствует ли оно нашим (европейским) стандартам? А как у вас с английским языком — можете бегло изъясняться? Если ответы «нет» — вас ждет низкоквалифицированный труд». После этого — закадровый голос: «Зато с Таможенным союзом мы говорим на одном языке»*.
Другой видеоролик представляет отношения Киева и ЕС в виде «нехорошей» игры мальчика и девочки. Девочка (Европа) требует от богатого мальчика (Украина), у которого есть «люди и земля», встать на колени и исправить в себе то, что ей не нравится. Потом те же дети спокойно играют в «Таможенный союз» — и эта игра оказывается хорошей. Подтекст: даже детям понятно, что Киеву лучше бы перестать упрямиться и вступить в ТС, как того хочет Москва.
Заказчик этих роликов — Компартия Украины. За ценой коммунисты не постояли: каждый эфир, по оценкам, стоит от $10 до 50 тыс., плюс примерно столько же стоит производство самих роликов.
Посмотрев один из них, глава МИД Литвы Линас Линкявичюс написал в своем твиттере: «На это стоит посмотреть: пропаганда против ЕС в Украине… Плачевно, смешно, грустно…»
А вот на Украине некоторым сейчас совсем не до смеха. 28 ноября в Вильнюсе, скорее всего, будет-таки подписано соглашение об Ассоциации Украина—ЕС, включая важнейшие договоренности о создании зоны свободной торговли. Согласно опросам, курс на вступление Украины в ЕС поддерживают 53% украинцев, против лишь 35%.
( Read more... )
Уже в 2014 году Киев будет ежегодно покупать 5 млрд кубов сжиженного газа через СПГ-терминал, построенный в порту «Южный» под Одессой, по цене на $20–40 дешевле, чем он платит за трубопроводный газ «Газпрому». И, кстати: Украина обладает вторыми по объему запасами сланцевого газа в Европе (самые большие залежи сланца — в Польше, и там уже работают десятки американских компаний).
...
Между тем на Украине посчитали возможную выгоду. Цифры оказались против Таможенного союза. Экспорт из России в Беларусь и Казахстан в 2012 году вырос на 13,9%, а вот обратно, то есть в Россию, он сократился на 9,8%*. «Мы уже видим последствия вступления в ТС Казахстана, — сказал The New Times украинский политолог, глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. — На казахском рынке наблюдается тенденция к расширению присутствия российских товаров, а вот такой же тенденции для казахских товаров в России не наблюдается». Кроме того, в Астане заговорили о повышении цен на потребительские товары, что население напрямую связывает с Таможенным союзом. «Конечно, Украина боится экономической экспансии со стороны России», — резюмирует Владимир Фесенко.
Занятно, что Россия перестала быть интересной даже для украинских трудовых мигрантов. Из 4,5–5 млн украинцев, работающих за рубежом, 2 млн живут в России и почти 2,8 млн — в Европе. Причем, если из России на родину мигранты отправили в 2012 году лишь €5,4 млрд, то из Европы — €14,6 млрд, и это несмотря на визовый режим со странами ЕС.
Еще один недостаток вступления в ТС, по словам экспертов, в том, что у Украины там не будет права голоса. «В Таможенном союзе все будет решаться быстро и не нами, потому что голоса распределяются в соответствии с объемами ВВП», — говорит Юлия Мостовая.
...
Путин понял, что теряет Украину, и пошел ва-банк: торговая война с Москвой перешла в самую острую фазу. «То, что Путин и Янукович не сошлись характерами, стало ясно давно, они воспитывались по разные стороны колючей проволки, — говорит Юлия Мостовая, напоминая, что Янукович прошел через лагерь и тюрьму. — Даже на закрытой встрече с членами парламентской фракции Партии регионов он сказал, что постоянно чувствует со стороны Москвы стремление унизить его или обмануть. Общаясь с европейскими лидерами, он такого не ощущает».
...
Деньги деньгами, но на Днепре все настойчивее звучат голоса: вильнюсское соглашение — это прежде всего ценностный выбор. Опрошенные The New Times украинские эксперты отмечают: сравнивая эффективность политической системы, подход к социальной политике и правам человека, правосудию и коррупции на Востоке и на Западе, украинцы делают выводы отнюдь не в пользу российской модели.
«Сегодня в европейских и американских вузах учится в десять раз больше украинских студентов, чем в России, — замечает в разговоре с The New Times директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. — А ведь эта молодежь — будущее нашей страны».
Впрочем, свой выбор, по словам Погребинского, делают не только обычные украинцы: «Да, наши олигархи зарабатывают деньги в России, но, с другой стороны, они хотят быть частью мировой финансовой и политической элиты. И потому вкладывают деньги в благотворительность, спорт, спонсируют разные международные фонды. Им понятно, что частью мировой элиты они могут стать, только если будут стремиться на Запад».
Мостовая и вовсе уверена, что уход Украины в Европу для украинских бизнесменов — вопрос жизни и смерти. Все они помнят, как Путин расправился с тем же Ходорковским, а российские госкорпорации подчинили себе многие частные активы, и такой судьбы для себя не хотят. «Президент, вынужденный следовать западным представлениям о цивилизованных правилах игры, не может взять и полностью подчинить себе телевидение, отобрав его у прежних владельцев, как Путин — у Березовского и Гусинского, — говорит Мостовая. — Но если соглашение об ассоциации не будет подписано, он сможет снять демократическую маску и запросто это сделать. А уж за телевидением могут последовать и другие экспроприационные шаги а-ля рюс».
...